Находку обнаружил доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии УрФУ Максим Синица во время совместной экспедиции общественной организации «Урало-Сибирское общество любителей окаменелостей».
«Мы проводили сборы ископаемых на берегах реки Туры. В составе экспедиции были как волонтеры, так и профессиональные палеонтологи из Екатеринбурга и Тюмени. Ездили на известное местонахождение, где на протяжении многих километров обнажены эоценовые отложения, возрастом около 37 млн лет. В этот раз обнаружили сотни зубов и фрагментов скелета хрящевых (скаты, песчаные, серые и отодусовые акулы родов стриатолямия, йекельотодус, меннеротодус, физогалеус), костистых рыб (мерлузовые, тресковые и тунцовые рыбы), а также часть панциря черепахи. Но главная находка — хорошо сохранившийся фрагмент зуба древнего кита из вымершего семейства базилозаврид», — рассказал Максим Синица.
«Остатки базилозавров в целом не редкость: в Северной Африке находят целые скелеты, в Украине находили отдельные зубы и кости. Но для Среднего Урала это первая такая находка, — пояснил участник экспедиции и „Урало-Сибирского общества любителей окаменелостей“ Денис Черкашин. — Два года назад во время аналогичного выезда был найден фрагмент окаменевшей крупной кости, не похожей на другие кости, найденные тут ранее. Находку передали в лабораторию палеоэкологии ИЭРиЖ УрО РАН, и ученые подтвердили, что эта кость — обломок ребра кита. Но кости неинформативные и не помогли определить видовую принадлежность животного. Два года мы выезжали на многочисленные местные реки, гравий которых содержит остатки эоценовой фауны, промывали грунт, находили самые разнообразные фоссилии. Но кит раз за разом ускользал».
В этот раз удалось обнаружить половину зуба высотой около 8 сантиметров. При этом полная длина коронки составляла порядка 7 сантиметров. Как рассказывает Максим Синица, оставшуюся часть обнаружить было практические невозможно. Судя по сколу, зуб раскололся очень давно, возможно, миллионы лет назад.
«Мы обнаружил щечный зуб. Это либо моляр, либо премоляр. Верхний или нижний точно пока сказать не можем. Уточним после его изучения. Сейчас можно сказать, что зуб принадлежал представителю семейства базилозаврид. Это обширное семейство, в котором выделяют более 15 родов. Для них характерно длинное змеевидное тело до 21 метра в длину; самки были поменьше, до 18 метров в длину. Вероятнее всего, у них не было очень мощных отложений жира, потому что они жили в гораздо более теплых условиях, чем, например, современные киты. Также установлено, что у них, например, не было органов эхолокации в виде лобно-жировой выступа, так называемой дыни, которая находится в передней части черепа у некоторых современных зубатых китообразных», — описал древнее животное Максим Синица.
Судя по строению зубов, древний кит был хищником, а не фильтратором, как большинство современных крупных китов.
«Это был примитивный кит, с примерно 40 зубами в длинных челюстях. Передние зубы в челюсти были одинаковыми, коническими, а задние, щечные зубы, уплощенные, с несколькими мелкими бугорками. По сути, режущие и дробящие», — добавил Максим Синица.
«У некоторых современных китов, например, сохранились остатки тазовых костей, а у базилозавров были еще и небольшие задние конечности с рудиментами стопы. Также присутствовали большие и малые берцовые, бедренные и тазовые кости. На самом деле это не удивительно, потому что мы знаем, что у китов были сухопутные предки. То есть сначала были наши древние предки — рыбы, затем мы вышли из воды, а киты затем вторично вернулись в воду. Поэтому у базилозавров, помимо передних, сохранились и задние конечности. Существует предположение, что они использовали задние конечности при спаривании, как вспомогательный инструмент для обеспечения контакта в воде, потому что в принципе процесс спаривания китообразных сложный. Им просто тяжело друг к другу подстроиться», — объяснил Максим Синица.
«Не исключено, что мы обнаружили новый вид или род. Дело в том, что здесь находок такого кита не было. Несмотря на то, что киты совершают миграции, есть вероятность, что мы обнаружили эндемичную форму, которая обитала только у нас, в северо-восточной оконечности Паратетиса. Исследование зуба и поможет нам это выяснить», — резюмировал Максим Синица.