5 апреля 1869 года родился соратник ученого-механика Николая Жуковского Сергей Чаплыгин

5 апреля 1869 года

В Рязанской губернии в городе Раненбург родился Сергей Чаплыгин, младший соратник ученого-механика Николая Жуковского. Когда речь заходит об основателях современной гидро- и аэродинамики, весь мир вспоминает именно эти имена. Академик Алексей Крылов однажды заметил: «Имена Чаплыгина и Жуковского не замалчивают, да и трудно замолчать, когда все 191 тысяча аэропланов, действовавших в (первую) мировую войну, летали на крыльях, форма, профиль, теория и расчет которых были даны Чаплыгиным».

Первоначально, заканчивая физико-математический факультет Московского университета, Сергей Чаплыгин намеревался заняться чисто математикой, но профессор Жуковский увлек талантливого студента проблемами аэродинамики. Уже в 1903 году Чаплыгин защитил докторскую диссертацию «О газовых струях», которая была забыта почти на четыре десятилетия. Вспомнили о ней только в сороковых годах прошлого века, когда самолеты начали летать со скоростями близкими к звуковым. Оказалось, что в этой работе Чаплыгин уже заложил все теоретические основы скоростных самолетов. Для послевоенных авиаконструкторов этот труд Чаплыгина стал настольной книгой.

Поражают научное любопытство и способность к предвидению Сергея Чаплыгина. В 1914 году он завершил исследование под названием «Теория решетчатого крыла». Именно эти решетчатые крылья будут установлены на космических кораблях серии «Союз».

В 1931 году Чаплыгин пишет работу «К теории открылка и закрылка». Тогда еще ни один самолет в мире не летал на составных крыльях. Необходимость в закрылках, уменьшающих посадочную скорость самолета, возникла только спустя пару десятилетий. И снова авиаконструкторы работали с расчетами Чаплыгина.

Советское руководство оценило заслуги Сергея Алексеевича. В 1941 году он стал первым советским ученым получившим звание Героя Советского Союза. Город Раненбург теперь носит имя Чаплыгина.

Ни дня без науки