назад

Цельнодеревянный истребитель

28 марта 1940 года

Состоялся первый испытательный полет советского истребителя ЛаГГ-3 (первоначальное наименование И-301, по номеру завода-изготовителя). Это был один из трех истребителей нового поколения, принятых на вооружение в самый канун Великой отечественной войны. Во время войны в Испании отличные летные качества показал новый немецкий истребитель «Мессершмитт-109». Наши самолеты катастрофически уступали «немцу». Сталин отлично понимал, что именно «мессершмитты» и полетят на СССР.

Новые самолеты нужны были срочно. Но дело осложнялось тем, что большинство ведущих конструкторов сидели в тюрьме. К разработке стали привлекать практически любых желающих из числа профессиональных авиаинженеров. Так в обойму конструкторов впервые попал Семен Лавочкин, который до этого курировал один из авиационных заводов.

Разработка И-301 происходила в рекордно короткие сроки. Предэскизный проект самолета Лавочкин выполнил всего за неделю.

Официальное постановление Совнаркома о постройке двух экземпляров цельнодеревянного истребителя И-301 вышло 29 августа 1939 г. Первый самолет должен был быть построен к февралю 1940 г., второй - к маю 1940 г. Надо сказать, что Советская Россия тогда почти не имела алюминия – главного самолетного металла. Перед конструкторами была поставлена задача сделать деревянный самолет, причем максимально простой в изготовлении и управлении. Дерево на самолеты шло самое дешевое – сосна и береза.

Конструкторы с этой задачей справились. Первый вылет на И-301 с Центрального аэродрома совершил 28 марта 1940 г. летчик-испытатель Алексей Никашин. В результате испытаний, несмотря на множество поломок и недоработок конструкции, которая делалась в крайне сжатые сроки, Никашин признал летные качества самолета удовлетворительными, а управление доступным летчикам средней и нижней квалификации. Это было как раз то, что надо.

В декабре 1940 года все советские самолеты получили новые обозначения по фамилиям главных конструкторов. И-301 стал ЛаГГ-3. Самолет отлично зарекомендовал себя уже в боях за Москву. Простота и дешевизна конструкции самолета позволила не только не остановить, но даже нарастить его выпуск в тяжелейших условиях эвакуации. ЛаГГ-3 летал до конца войны и применялся в боевых действиях против Японии в 1945 году.

Ни дня без науки