назад

Вагон с бесконечными рельсами

27 марта 1878 года

Крестьянин-старообрядец из Тверской губернии Федор Блинов подал заявку в патентное бюро для регистрации собственного изобретения. Этим изобретением был «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов» - прообраз современного трактора. 

В сентябре 1879 года патент или, как тогда говорили, привилегия, был получен. Считается, что Блинов изобрел трактор. Но это не совсем так. Сама идея движущегося устройства на гусеничном ходу уже была известна. В 1832 году англичанин Джон Гиткот запатентовал первый в мире трактор, работающий на пару. Тогда его изобретение особого успеха не имело. Оно и понятно. Машина Гиткота двигалась только вперед и не могла поворачивать. 

Приоритет нашего самоучки из-под Твери распространяется не столько на трактор, сколько на механизм поворота гусениц. Первый вариант «вагона с бесконечными рельсами» работал на конной тяге и тоже не умел поворачивать. И хотя Блинов получил патент и мог бы наладить производство своих «вагонов», он считал, что дело еще не закончено. «Вагон» должен был стать самоходным. 

Настоящий трактор Блинов построил только через 16 лет. За эти годы, бесконечно переделывая и совершенствуя конструкцию «вагона», Блинов и решил проблему поворота гусеницы. Его идея состояла в том, что каждая из двух гусениц должна иметь возможность двигаться независимо от другой. Поворот осуществлялся в момент, когда одна из гусениц останавливалась или двигалась медленнее, чем вторая. Именно этот принцип гусеничного поворота используется по сей день в тракторах и танках.

Ни дня без науки