25 марта 1971 года Ил-76 покорил небо
Ил-76 стал последним творением знаменитого советского конструктора Сергея Ильюшина. Разработка самолета началась в 1966 году в ОКБ-240, которым руководил Ильюшин. Испытывали его прямо в Москве, на Центральном аэродроме им. Фрунзе недалеко от станции метро Аэропорт.
Аэродром находился всего в нескольких километрах от Кремля и американского посольства, но странным образом западные спецслужбы узнали о новом советском самолете только после того, как он начал совершать регулярные рейсы.
Вот как описывает первый полет Ил-76 очевидец: «Как водится, первому полету предшествовали рулежки, пробежки и подлеты. Сейчас трудно себе представить, что на таком небольшом аэродроме можно было, разогнав столь тяжелый «Ил», оторвать его за считанные секунды от ВПП и снова «притереть» к бетону, чтобы остановиться на полосе. Слух о первом вылете Ил-76 разнесся по окрестностям Ходынки, и избежать соблазна стать свидетелем исторического события было невозможно. 25 марта крыши ангаров и прочих зданий, прилегавших к аэродрому, были усыпаны народом. Пустой «Ил», с очень небольшим запасом топлива, необходимым лишь для перелета на аэродром ЛИИ (в подмосковном Раменском. — ред.), после небольшого разбега под углом около 40 градусов ушел в небо».
Ил-76 стал самым массовым послевоенным грузовым самолетом, участвовал во всех вооруженных конфликтах, пережил десяток модификаций, заработал более двух десятков мировых рекордов и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Кроме его огромной грузоподъемности и дальности, одним из главных достоинств Ил-76 стала его способность без особых затрат превращаться практически во что угодно. Ил-76 был не только грузовиком, но и топливозаправщиком, радиолокационным разведчиком, летающей лабораторией, госпиталем, носителем лазерного оборудования, пожарником и командным пунктом.