В СССР впервые дозаправили самолет в воздухе

24 мая 1935 года

Емкость топливных баков — главный ограничитель дальности полетов. Если сделать баки слишком вместительными, самолет просто не взлетит. Как дозаправлять самолеты прямо в воздухе? В СССР эту задачу начали решать в конце 20-х годов.

Тогдашняя техника превращала дозаправку в воздухе в подвиг. Вот как описывает этот процесс историк авиации Владимир Котельников: «Сначала надо было проверить, сможет ли пилот поймать наконечник шланга (спускаемого с самолета-цистерны). Ведь в полете у него будут заняты обе руки: одной надо держать ручку управления, другой выравнивать скорость. Оставалось только рискнуть и на время отпустить одну из ручек».

Весной 1935 года конструкторы предложили заправлять самолет с буксируемого планера. Тогда сцепки самолетов с планерами были очень популярны и назывались «воздушными поездами». На планере Г-14 установили пять топливных баков. Самолет-буксировщик П-5 соединялся с планером-цистерной специальным шлангом, внутри которого был протянут несущий трос. Топливо подавалось самотеком. В момент дозаправки планер должен был лететь выше буксировщика.

Уже осенью 1935 года пара самолет-планер преодолела расстояние в 1524 км от Москвы до Коктебеля. Это был рекорд дальности беспосадочного полета планера на буксире.



Ни дня без науки