24 марта 1918 года была открыта «Летучая лаборатория»
1918 год стал одним из самых сложных в истории будущего СССР. Страна была развалена, старые научные школы были уничтожены, крупнейшие ученые бежали за границу. Но в Москве остался Николай Жуковский – ученый мирового уровня, отец современного воздухоплавания. Он-то и взял на себя ответственность за все советское авиастроение.
Еще в 1908 году Жуковский организовал в Московском техническом училище (МТУ) Воздухоплавательный кружок, в который вошли его ученики: Туполев, Архангельский, Ветчинкин и другие. В начале марта 1918 года Совнарком переехал в Москву, новую столицу страны Советов. А уже 24 марта решением Высшего совета народного хозяйства Жуковский был назначен научным руководителем «Летучей лаборатории» на базе Московского аэродрома и аэродинамической лаборатории МТУ.
«Летучая лаборатория» работала с военными самолетами, тестировала и совершенствовала всю авиационную технику, стоящую на вооружении Красной армии. Впрочем, Жуковский считал, что этого недостаточно. Уже 1 декабря 1918 года по его инициативе на базе лаборатории был создан знаменитый впоследствии Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который разрабатывал почти все модели первых советских самолетов.