Михайло Ломоносов сообщил о наличии атмосферы у Венеры

Сделав открытие, Ломоносов публиковал статью “Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года” (дата по старому стилю). Описывая световой ободок вокруг Венеры, Ломоносов сообщил, что “сие не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере”. К этому сообщению Ломоносов присовокупил небесполезные для тех времен соображения о том, что на Венере вполне могут обнаружиться венерианцы, но христиане ли они - такой вопрос пока ставить рано.

О прохождении Венеры через солнечный диск знали многие астрономы. И наблюдали за этим уникальным явлением тоже многие. Но только Ломоносов догадался, что сияющий нимб вокруг планеты очень похож на земной, увиденный из космоса. А следовательно “По сим примечаниям господин советник Ломоносов рассуждает, что планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного”.

Однако немецкая версия статьи Ломоносова была принята на западе совершенно равнодушно. Никакого внимания на столь головокружительное открытие никто не обратил.

Более 150 лет после смерти Ломоносова считалось, что открытие атмосферы Венеры принадлежит англичанину Гершелю и немцу Шретеру. Они действительно наблюдали явление нимба вокруг Венеры, но в 1791 году, то есть на 30 лет позже Ломоносова. Международный приоритет нашего ученого был восстановлен советскими астрономами только в 50-х годах прошлого века.