20 марта 1933 года начались испытания радиостанции в подмосковном городе Электросталь

В этот день в 1933 году начались испытания радиовещательной станции им. Коминтерна в подмосковном городе Электросталь. Вообще-то радиостанций имени Коминтерна было три. Первая была построена в Москве в 1922 году на Гороховом поле (сейчас улица Радио). Вторая в 1927 году расположилась около Шуховской башни на улице Шаболовка. Третью решили делать в Электростали.
Такая масштабная работа по организации радиовещания была связана с существованием Коммунистического интернационала (1919-1943 годы), объединявшим несколько десятков компартий на нескольких континентах. Для поддержки этих партий и нужно было радио.

Планы постройки радиостанций были включены в число 518 важнейших строек Первой пятилетки. Третья радиостанция Коминтерна должна была стать самой мощной не только в России, но и в мире - и намного превосходить американские передатчики. Ее заявленная мощность должна была составлять 500 кВт.

Для послереволюционной России это практически было неосуществимо. В стране существовали только лампы на 100кВт. Строительство возглавил выдающийся советский радиофизик академик Александр Минц. Он придумал блоковую систему, позволявшую соединять мощности шести передатчиков. В разгар работы над проектом Минца и его коллег арестовали по обвинению во вредительстве и приговорили к пяти годам тюрьмы.

Однако без них работа остановилась. По личному настоянию Орджоникидзе Минца и его коллег освободили. Уникальная станция начала постоянное вещание 1 мая 1933 года. Передачи транслировались на 67 языках народов СССР и 70 языках мира.

 

На три года раньше в 1930 в этот день на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана приказом ВСНХ СССР от 20 марта 1930 года создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), позднее ставшее Московским авиационным институтом. Уже 29 марта из только что образованного училища вышло пять первых выпускников – дипломированных авиационных инженеров-механиков.

К маю того же года в училище было 26 кафедр и 154 преподавателя. 20 августа ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт. В сентябре в стенах института начали заниматься более 850 студентов, а уже 29 ноября того же года состоялось первое занятие студенческого кружка «ракетчиков», который возглавил Фридрих Цандер, один из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-Х».

Ни дня без науки