19 июля 1930 года открылась Хибинская горная станция Академии Наук СССР «Тиетта»

Расположение станции было обусловлено близостью к апатитовым рудникам. Хибинское апатитовое месторождение на Кольском полуострове - крупнейшее в мире. Апатиты являются сырьем для производства фосфорных удобрений, его применяют в черной и цветной металлургии, в производстве керамики и стекла. Практическое значение этих минералов стало известно в конце 1920-х.

Основатель апатитового дела в нашей стране, минералог и геохимик, академик Александр Ферсман стал инициатором создания «Тиетты». В его представлении это должна была быть «опорная точка для многочисленных экспедиций, которые имели бы возможность отсюда направлять свои отряды и собираться сюда для обсуждения текущих вопросов».

«Тиетта» стал первым комплексным научным учреждением в Мурманском округе. Ферсману удалось привлечь к работе в Хибинах геологов, географов, биологов, химиков, этнографов, экономистов. Были открыты залежи молибдена, ванадия, титана, тория, месторождения медно-никелевых и железных руд.

В 1988 году Горная станция была преобразована в Кольский научный центр АН СССР. С 2017 года это Кольский научный центр Российской академии наук - единственный в нашей стране федеральный исследовательский центр, расположенный за Полярным кругом.