23 августа 1984 года зарегистрировано открытие, опровергающее ошибочное представление об одном из важнейших процессов в органической химии

В органической химии нуклеофилами называют “щедрые” атомы или молекулы, которые могут отдавать свои электроны. Долгое время считалось, что есть группа частиц, которые хотя и имеют много электронов, почему-то “стесняются” отдавать их в присутствии других нуклеофилов. К ним относятся отрицательно заряженные ионы самых сильных кислот, например, хлорной.

И есть еще такие вещества как карбокатионы. Это ионы, в составе которых есть атом углерода, и именно на нем сосредоточен положительный заряд. Нуклеофильность — это одно из фундаментальных понятий, а взаимодействие нуклеофилов с карбокатионами — один из наиболее важных процессов в органической химии.

В 1984 году химики МГУ им. Ломоносова Николай Зефиров, Анатолий Козьмин и их коллеги опровергли ошибочное представление о “стеснительности” некоторых частиц, в избытке обладающих электронами. Особенно важно, что, как оказалось, эти частицы вполне могут соединяться с карбокатионами в присутствии других нуклеофилов. Это открытие дало большой толчок для развития органической химии.

Практическая значимость открытия заключалась в том, что оно позволило синтезировать большое количество органических соединений для фармакологических препаратов.