25 сентября 1838 года прошли испытания первого в мире “электрохода-шлюпки”

В 1821 году Майкл Фарадей открыл превращение электрической энергии в механическую — и по миру прокатилась волна изобретений, основанных на этом открытии. В частности, в 1834 году профессор Дерптского университета Борис Якоби построил “магнитный аппарат” — электродвигатель — и решил найти ему практическое применение.

Министр народного просвещения Сергей Уваров поддержал изыскания профессора и дал добро на создание “комиссии для применения электромагнитной силы к движению машин по способу проф. Якоби”. Целью комиссии было построение “электрохода”. В нее вошли ведущие российские электротехники Эмилий Ленц и Павел Шиллинг, математик Михаил Остроградский и др. Возглавил комиссию адмирал Иван Крузенштерн.

Для шлюпки длиной восемь метров Якоби создал мощный двигатель, который питался от тока батареи, состоявшей из 320 гальванических элементов. В качестве проводников использовались платиновые струны. Это был первый в мире электродвигатель для практического применения.

На первых испытаниях лодка плавала по Неве в течение семи часов со средней скоростью 2 км/ч. На борту находилось двенадцать пассажиров, включая самого профессора Якоби.

Испытания прошли успешно, но изобретение, как это часто бывает, опередило время, в которое было создано. Тем не менее электродвижение судов зародилось в 1838 году и продолжает развиваться в XXI веке.



Ни дня без науки