Женщины ворвались в медицину

4 марта 1877 года

Первыми дипломированными женщинами-врачами в России стали  выпускницы «четырехгодичных курсов для образования ученых акушерок», открытых в 1872 году при Медико-хирургической академии. По части женского медицинского образования Россия почти не отставала от прогрессивного Запада. Первыми пустили женщин в медицину американцы. В 1850 году в Пенсильвании был основан Женский медицинский колледж.

Мужское профессиональное сообщество сделало все, чтобы убрать с дороги конкурентов в юбках. Женщины апеллировали к равноправию и политическому благоразумию, но мужские аргументы носили чисто физиологический характер. Профессор из Гарварда Эдвард Кларк предупреждал публику, что женщины с высшим образованием буду страдать от увеличения мозга, слабого тела и несварения желудка. Девушки-студентки с блеском опровергли эти домыслы, поражая профессоров своим умом и упорством. Особенно это было заметно в России, где женщинам преподавали звезды мировой медицины, например, Иван Сеченов и Николай Склифосовский.

Впрочем, первым женщинам медицинское образование и в России, и в мире давалось мучительно. Пенсильванский колледж 25 лет существовал в полной изоляции от медицинского сообщества. А в России курсы при академии были внезапно закрыты в 1887 году. Имена женщин-медиков не вносились в списки врачей, имеющих право вести практику. Они могли рассчитывать только на места акушерок и фельдшеров.

И тем не менее в 1897 году россиянки добились того, о чем в Европе и США только мечтали. В Санкт-Петербурге открылся Женский медицинский институт, получивший статус университета. В тот момент это учреждение было единственным в Европе образцом высшего женского образования. Плата за обучение была очень высокой, а выпускницы могли работать только в женских больницах и не получали докторских степеней. Но лед уже тронулся. Весь следующий век Россия будет гордиться именами своих женщин-врачей.

4 марта 1726 года

В Санкт-Петербурге открылась первая гимназия при Академии наук. В этом вопросе Россия отстала от Европы примерно на два столетия. К тому же, этот опыт оказался печальным.

В академической гимназии преподавали в основном иностранцы, не знавшие русского языка. Образование было пятигодичным и состояло из так называемых немецкой (три года) и латинской (два года) школ. Учили языкам, словесности и естественным наукам. В 1733 году к этому добавились греческий язык, ораторское искусство и логика.

Учиться было сложно и невыносимо скучно. Число студентов постоянно сокращалось. Дворянские дети посещать гимназию решительно отказывались. Поэтому очень скоро к занятиям допустили детей среднего сословия и даже детей солдат. Именно последние и составили основной костяк учащихся. Однако дела шли так плохо, что в 1735 году власти назначили стипендию для всех желающих учиться в гимназии. Это не особенно помогло – к 1737 году там было всего 18 студентов.

В 1747 году решено было перевести образование в гимназии на русский язык. Реализовать это мудрое решение оказалось практически невозможно – в России просто не было учителей такого уровня. В 1758 году гимназию возглавил Михайло Ломоносов. Он ввел пансион для казеннокоштных учащихся и организовал низшие русские классы. Но и это не помогло. В 1805 году гимназия была закрыта. На тот момент учителей в ней было примерно в два раза меньше, чем начальства.

Ни дня без науки