Завершилась операция по спасению челюскинцев

13 апреля 1934 года

Завершилась операция по спасению экспедиции на пароходе «Челюскин».

Цель экспедиции будоражила воображение путешественников – пройти от Ленинграда до Владивостока без зимовки, за одну навигацию. Севморпуть был единственным маршрутом по советским территориальным водам, связывающим центральную Россию, Сибирь и Дальний Восток. Первым прошел Севморпуть ледокол «Сибиряков» в 1932 году. После этого было создано управление Главсевморпути и в Арктику отправили уже не ледокол, а пароход «Челюскин», разработанный советскими конструкторами и усиленный для навигации во льдах.

Тогда серьезные исследования Арктики только начинались. Никто не знал точно ни толщины льдов, ни направления их дрейфа, ни особенностей метеоусловий Арктики. Важны были любые данные.

Экспедицию на пароходе «Челюскин» возглавил директор Всесоюзного арктического института член-корреспондент АН СССР Отто Шмидт. «Челюскин» вышел из Мурманска 2 августа 1933 года. На борту находилось 122 человека, в том числе 9 женщин и маленькая девочка. Поначалу пароход сопровождал ледокол «Красин», но 21 августа «Красин» ушел на Лену, а 23 сентября «Челюскин» был полностью блокирован в Чукотском море и начал дрейф.

13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами, но экспедиции удалось выгрузить на лед продовольствие и оборудование. Уже через два дня после крушения была создана комиссия по спасению челюскинцев. С этого момента каждое утро в СССР начиналось с новостей из ледового плена.

Уже 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский вывез с льдины женщин и детей. Людей перевозили в чукотское становище Ванкарем в 150 км от ледовой стоянки. 13 апреля был сделан последний рейс из 24. Спасти удалось всех.

Летчики-спасатели Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Василий Молоков, Иван Доронин и Михаил Водопьянов стали первыми Героями Советского Союза.

Главным техническим итогом экспедиции стало понимание, что пароход может одолеть Севморпуть, только следуя за ледоколом. На этом основании было принято решение о строительстве ледокольного флота. Уже в 1937 году на воду был спущен первый советский ледокол «Сибирь».


Ни дня без науки