9 октября 1836 года состоялась первая поездка по рельсовой дороге Царское Село — Павловск
Первая пробная поездка была на конной тяге. К официальному открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов. Однако окончательный отказ от лошадей на железной дороге произошёл только в 1838 году.
С 1841 года на дороге проводились испытания подвижного состава и велись научные разработки. Учёные изучали сцепление колёс разных паровозов с рельсами и использовали их для создания отечественных локомотивов и вагонов.
Здесь же проходили практику студенты, обучавшиеся в Корпусе инженеров путей сообщений, который сейчас известен как Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. В последствие именно выпускники вуза строили Николаевскую железную дорогу между Петербургом и Москвой.