Яркие, сказочные букеты и золотистые орнаменты на черном фоне — эти узнаваемые узоры можно легко встретить на металлических подносах с жостовской росписью. Считается, что среди таких изделий невозможно найти два одинаковых рисунка. Продолжая цикл материалов о народных художественных промыслах, сегодня мы попробуем взглянуть на традиционные шедевры этого вида росписи с научной точки зрения и разберемся в секретах декоративно-прикладного искусства. Как выглядит процесс производства знаменитых жостовских подносов? Из каких материалов их создают? И где научиться этому ремеслу? Рассказываем в нашем материале.
«Ожившие» цветы
Жостовская роспись зародилась в конце XVIII века в небольших подмосковных деревнях, в том числе в Жостово и Осташково. Ее основоположником считается крепостной крестьянин Вишняков, который, будучи талантливым ремесленником, создал первые мастерские по производству изделий из папье-маше. В этих мастерских изготавливались табакерки, шкатулки и конфетницы, украшенные живописными узорами и покрытые защитным лаком.
«Такие предметы пользовались популярностью среди местного населения и быстро распространились по России. Позже мастера начали расписывать металлические подносы, которые оказались прочнее и удобнее для росписи», — рассказывает коммерческий директор Жостовской фабрики Елена Куракина.
Основной мотив жостовской росписи — букет цветов, символизирующий природное изобилие и красоту. В отличие от хохломы с ее характерными красно-золотыми тонами или гжели с синими орнаментами, этот вид искусства больше напоминает миниатюрную живопись. Главная особенность заключается в реалистичной передаче цветов и объема. Эффекта «оживших» цветов удается достичь за счет многослойного наложения красок, поясняет эксперт.
Интересно, что на стиль жостовской росписи повлияли как русские народные традиции, так и восточные мотивы, проникшие в Россию благодаря торговле. Например, китайские и японские узоры, украшающие чайные коробки и посуду, вдохновили наших мастеров на создание тонких линий и сложных цветочных композиций.
«Чаще всего изображают розы, маки, тюльпаны, которые гармонично дополняются листьями и ягодами. Композиции традиционно располагают на темном фоне, чтобы подчеркнуть яркость цветов и сделать рисунок более глубоким. Плавные линии и естественные формы отражают изысканность и богатство стиля, делая изделия узнаваемыми», — говорит Елена Куракина.
Материалы: металл, краска и лак
Главными материалами для создания жостовских подносов служат металл, масляные краски и лак. В качестве основы используют прочный металлический лист из холоднокатаной стали (это низкоуглеродистая сталь, которую производят методом «холодной прокатки»). Такой металл обладает высокой устойчивостью к износу и коррозии, а также выдерживает многократное покрытие краской и лаком. Он позволяет создавать как стандартные, так и более сложные формы, сохраняя прочность и устойчивость к деформации.
«Сочетание прочного металла, стойких масляных красок и качественного лака позволяет достигать долговечного и эстетически привлекательного результата. Подносы сохраняют яркость и глубину росписи на протяжении десятилетий, что делает их не только предметами декоративного искусства, но и ценными семейными реликвиями», — считает эксперт.
На вкус и цвет
Размеры жостовских подносов варьируются от миниатюрных до внушительных, «скатертных» моделей. Например, самые маленькие могут быть размером 21 на 8 сантиметров. Такие подносы изготавливаются пресс-штампом. Всего существует 32 утвержденные формы подносов, производимых таким методом. Кованые вручную подносы, напротив, не ограничены в разнообразии форм и размеров — мастера постоянно экспериментируют и создают новые варианты. Их размеры могут быть от 20 сантиметров до целого метра.
Самый большой поднос, созданный на Жостовской фабрике, имеет размеры 2,1 на 1,5 метра, и весит 84 килограмма. Как вспоминают специалисты, этот экземпляр стал настоящим художественным проектом, объединившим более 20 живописцев. Для его изготовления использовали стальной лист толщиной 5 миллиметров.
«Создание столь крупного подноса было непростой задачей. Он был задуман как символ командной работы. Перед началом росписи главный художник фабрики, Михаил Лебедев, сделал эскиз, для которого каждому мастеру был назначен отдельный цветок. Затем художники добавляли в композицию собственные детали, превращая изделие в уникальное произведение искусства. В отличие от традиционных подносов, которые мастера расписывают, держа на коленях, этот гигант было невозможно удержать даже на столе — края могли бы смазаться. Его закрепили вертикально, и мастера по очереди подходили к нему, нанося слой за слоем каждый элемент. Поднос не помещался в печь, поэтому сушку проводили в естественных условиях», — рассказывает Елена Куракина. Увидеть Царь-поднос, вошедший в Книгу рекордов России, можно среди других удивительных образцов на Жостовской фабрике.
Для приятного чаепития
За экологичность изделий можно не беспокоиться. Все материалы соответствуют современным стандартам. Лаки и краски изготавливают на основе нетоксичных компонентов, что делает жостовские подносы безопасными для окружающей среды и позволяет им сохранять высокое качество и прочность на долгие годы.
«Однако важно отметить, что изделия предназначены для декоративно-бытового использования и не предполагают прямого контакта с пищей. Их можно использовать для подачи сухих продуктов, например, печенья или орехов, после которых поднос не требует мытья. Но они не подходят для подачи влажных или жирных продуктов. Контакт с водой и моющими средствами может повредить лаковый слой, защищающий роспись», — предупреждает Елена Куракина.
Технология производства
С материалами теперь понятно. Как же создаются знаменитые подносы? Заглянем на Жостовскую фабрику. По словам коммерческого директора компании, сегодня производство остается преимущественно ручным и включает несколько этапов. Весь процесс четко выстроен, задача мастера — сохранить качество и художественную ценность изделий.
Все начинается с подготовки основы. Из металлического листа вырезают заготовку подноса, которая затем формируется с помощью механического пресса или вручную методом холодной выколотки. Простые формы создает штамповщик на прессе. Для более сложных форм работает кова́ль. В отличие от кузнецов, такие специалисты работают с холодной ковкой — их задача состоит в том, чтобы выколачивать подносы из пластичного металла без нагрева.
Затем идет грунтовка и шлифовка. На металлическую заготовку наносят грунтовочный слой. Он делает основу для росписи ровной и предотвращает металл от коррозии. После высыхания грунт шлифуют для создания идеально гладкой поверхности.
Следующий ответственный этап — роспись. На подготовленный фон художник наносит композицию вручную. С помощью кистей из натурального беличьего ворса он создает цветочные узоры, работая в технике свободного мазка. Художник импровизирует, не используя трафаретов, поэтому каждый поднос уникален. Роспись выполняется масляными красками: сначала наносятся основные формы, затем добавляются детали, светотени и тонкие линии, делая изображение объемным и живописным.
«После завершения основной композиции художник добавляет декоративный орнамент по краю подноса, часто золотой или серебряной краской. После этого изделие покрывают лаком. Каждый слой просушивается в специальной печи, что закрепляет покрытие и обеспечивает долговечность», — объясняет эксперт.
Наконец, очередь финальной отделки. После сушки и лакировки поднос проходит осмотр. Изделие считается готовым, если полностью соответствует стандартам. Поднос обрабатывают для устранения возможных неровностей, а на его обратной стороне ставят фирменный штамп фабрики.
Профессия: коваль, штамповщик, художник
В производстве жостовских изделий участвуют мастера разных специальностей, каждый из них вносит свою лепту, следуя вековым традициям и высоким стандартам качества.
Ключевую роль в создании жостовского подноса играет художник. Он выполняет работу вручную: создает основные элементы, прорабатывает детали, добавляет светотени и объем.
Также в работе участвуют орнаменталист и лакировщик. Первый после завершения основной композиции добавляет декоративный узор по краю подноса, а второй выполняет работу на финальном этапе: покрывает поднос несколькими слоями лака.
Снова в моде
Для желающих освоить ремесло есть много вариантов обучения. Например, Жостовская фабрика декоративной росписи регулярно проводит экскурсии и мастер-классы, на которых специалисты делятся своими знаниями и навыками. Получить среднее профессиональное и высшее профильное образование по этому направлению можно в Абрамцевском художественно-промышленном колледже или в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи на кафедре жостовской художественной росписи. Здесь студенты осваивают разные техники, перенимая мастерство у опытных художников.
Кроме того, искусству этой росписи обучают в Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина (РГУ). Причем на кафедре декоративно-прикладного искусства учат не только традиционным методам, но и тому, как отразить характерные черты в современном дизайне, в том числе в одежде, аксессуарах и предметах интерьера.
«Большой блок по этой теме мы изучаем при работе с тканью, в области текстильной промышленности. Сохраняя традиционные элементы, наши студенты учатся их перекладывать на современный лад. Особенно успешно это удается сделать ребятам, которые занимаются созданием костюмов, платьев, корсетов, украшений. Многие проекты вдохновлены работами знаменитого модельера Вячеслава Зайцева, который был ментором нашего вуза. В университете есть музей, где представлены его изделия: костюмы из разных тканей, с переработанными орнаментами, сложными рисунками и силуэтами», — делится доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ им. А. Н. Косыгина Мария Куликова.
«Создавая современные объекты, мы не забываем про традиционные приемы. Например, начинаем с грунтовки на холсте или бумаге, соблюдаем принцип многослойности росписи. Далее переходим к так называемым замалевкам: на этом этапе студенты изучают работу с пятном, графикой, цветовыми решениями и геометрическими формами, из которых в будущем родится рисунок. Чтобы сделать растения объемными, используем технику лессировки — рисуем тени и полутона. Когда эскиз готов, изучаем его на компьютере, рассчитываем параметры изделия. Затем переходим к цифровой печати и отшиваем модель», — рассказывает Мария Куликова.
По ее мнению, мотивы, присущие определенным народностям, регионам и странам, вряд когда-нибудь потеряют свою актуальность. Они всегда привлекали современных художников и дизайнеров, которые пытаются взглянуть на привычные детали по-новому.
«В этом есть стиль. В своих коллекциях одежды нашим студентам это тоже интересно. Они стараются кастомизировать изделия, делать их максимально уникальными, но при этом сохранять узнаваемые художественные черты», — считает эксперт.
Жостовская роспись пользуется популярностью не только у художников и дизайнеров. Зачастую ее элементы можно встретить в бытовых предметах, с которых, к слову, началось развитие этого промысла. Только помимо подносов и шкатулок, красочные букеты на темном фоне изображают и на аксессуарах, мебели, бытовой технике. Жостовская роспись прошла длинный путь, вобрав в себя самые яркие детали и при этом сохранив традиционные элементы и технику создания. И где бы ее сегодня не встретили, мы без труда сможем распознать уникальные мотивы и оценить шедевры этого искусства по достоинству.
Анна Шиховец