Хохломская роспись — один из наиболее узнаваемых видов декоративно-прикладного искусства, покоривший мир своими уникальными мотивами и ярким сочетанием золотых и красных узоров. Как создают такие изделия? Для чего их покрывают металлом? И кто расписал ракету в хохломском стиле? Продолжая серию «Культурный код», разбираемся в особенностях этого народного промысла.
Олово вместо золота
Считается, что этот вид искусства возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Борис Иванович Морозов требовал собрать с заволжских вотчин блюда на «оловянном деле». В тот период олово применялось для золочения в художественных ремеслах. Боярину Морозову принадлежало «селишко Семеновское» (ныне — город Семенов Нижегородской области). Именно в нем, а также вокруг сел Хохлома и Скоробогатовское сформировался промысел хохломской росписи.
Сегодня крупнейшим производителем изделий народно-художественных промыслов является фабрика «Хохломская роспись» в Семенове, обладающая вековой историей. Здесь трудятся более 250 мастеров, в том числе заслуженные художники России и заслуженные мастера народных художественных промыслов Нижегородской области.
Легенды и символы
В числе главных особенностей, отличающих этот вид художественного промысла: цветовая гамма рисунка с применением нескольких оттенков в сочетании с золотым, плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии, а также классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента.
«Это своеобразный символ древнего народного промысла: наши предки верили, что волшебное существо приносит удачу, и его изображение обязательно должно быть в доме. Поэтому стилизованное изображение птиц наносили не только в композицию орнамента. В ассортименте много резных композиций и ковшей в виде жар-птицы», — рассказывает главный художник фабрики «Хохломская роспись» Елена Галкина.
Выбор такого символа для хохломской росписи не случаен, подчеркивает эксперт. По легенде, искусный иконописец Андрей Лоскут подаривший миру красоту хохломского искусства и недовольный реформами патриарха Никона, бежал из столицы. Скрылся в заволжских лесах и принялся там не только писать иконы по-старинному, но и расписывать чудными орнаментами домашнюю утварь, изготовленную из дерева. Патриарх Никон, узнав об этом, послал солдат схватить непокорного. Но тот передал секреты мастерства людям, завещав сохранять их и передавать из уст в уста. В память о нем горят хохломские узоры яркими красками, словно пламенем. Так появилась хохломская роспись с ее яркими и насыщенными красками, и огненной жар-птицей.
От ложек до ракет
Например, к первому фестивалю мастера создали гигантскую ложку длинной 265 сантиметров. Ее черенок увенчан резной жар-птицей с распущенным хвостом, сидящей на прорезных, выдающихся вперед фигурных ветках. В 2017 году символом фестиваля стал глобус в виде футбольного мяча шириной 1,5 метра и высотой 2 метра, связанный с предстоящим чемпионатом мира по футболу. Для его оформления мастера фабрики разработали новые орнаменты — пионы и георгины.
Этапы производства
Чтобы узнать, как производят знаменитые красно-золотые изделия, заглянем на фабрику «Хохломская роспись». Технологический процесс начинается с вытачивания. Предметы изготавливаются из древесины лиственных пород. Точными движениями мастер снимает резцом излишки и придает изделиям нужную форму. Далее идет грунтование: чтобы краски легли ровно и долго сохраняли яркость, мастера покрывают бока изделий масляным грунтом и шлифуют. Так получается идеально гладкая поверхность. Затем изделия несколько раз пропитывают вареным льняным маслом — олифой. Традиционно это делают вручную, с помощью тампона из телячьей кожи. Такой процесс называется «олифлением».
Следующий этап — «лужение». Удивительно, но знаменитая хохлома начинается не с «золота», а «серебра» — серебристого алюминиевого порошка, который втирают в поверхность каждого предмета. Задача мастера: сделать так, чтобы слой был одновременно плотным и тонким. Затем идет нанесение орнамента на изделие.
«В росписи используют натуральные красители: сажу, киноварь, крон, охру. Их размалывают и готовят краску непосредственно на фабрике, применяя рецептуру, полученную от предыдущих поколений. Саму же роспись выполняют кистями из беличьих хвостиков, которые вяжут сами художники. Каждое изделие пишется от начала до конца одной художницей без каких-либо шаблонов, то есть, по сути, является авторским, индивидуальным», — делится Елена Галкина.
В фоновом письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и «кудрина». Роспись «под фон» считается самым сложным способом создания хохломского рисунка. Он предполагает нанесение контуров на изделие, и уже последующую заливку оставшегося пространства фоновым цветом (черным, либо красным). При этом самые сложные детали — ягодки и травинки — выполняют поверх заливки фона. Роспись «кудрина» получила свое название благодаря особенной витиеватости, «кудрявости», растительных мотивов.
Завершает технологический процесс лакирование, для которого применяют специальные лаки, пригодные для контакта с пищевыми продуктами. Так что в безопасности и качестве материалов можно не сомневаться. Изделие покрывают лаком три-четыре раза подряд, удаляя малейшие пылинки с поверхности. При соблюдении температурно-временного режима «закаливают» изделия в печах при температуре 120 градусов по Цельсию. В этот момент можно наблюдать интересный процесс: под действием высокой температуры лак приобретает янтарный оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Так и родилось название «золотая хохлома». Благодаря многократной высокотемпературной обработке хохломские изделия практичны, долговечны и безопасны в использовании.
В среднем, на создание одного изделия уходит около 56 дней, не считая времени на художественную роспись.
Традиции в современном дизайне
Освоить навыки создания хохломских изделий можно, в первую очередь, в Семеновском художественно-индустриальном техникуме. Разобраться в основных приемах можно на фабрике «Хохломская роспись»: на предприятии регулярно проводятся мастер-классы и экскурсии. Гостей знакомят с производством, делятся секретами «золочения» дерева и показывают уникальные экспонаты.
Искусство хохломской росписи сегодня изучают и в различных художественных школах и институтах. Например, в Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина (РГУ) молодые дизайнеры изучают этот вид декоративно-прикладного искусства в контексте актуальных подходов.
«Русский культурный код в творчестве наших студентов неразрывно связан с современными тенденциями. Например, апсайклингом, который подразумевает вторичное использование тканей, их переработку в новый продукт с использованием народно-художественных промыслов. В нашем случае мы берем ранее использованные в проектах коллекции орнаментированных тканей, чтобы создать новые изделия и перенести на них традиционные орнаменты, но уже в стилизованных формах, в том числе с использованием хохломской росписи», — рассказывает доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ Мария Куликова.
Как пояснила специалист, при разработке новых коллекций одежды или предметов интерьера молодые дизайнеры применяют апсайклинг как своего рода коллаборацию, сочетающую дизайн, современную концепцию и традиции народных художественных промыслов, в частности, хохломской росписи. Такая коллаборация отражает культурный код, опираясь на традиции и историю. Работая с современными тканями и архивными образцами, студенты дают материалам новую жизнь, соединяя художественные стили разных эпох.
Особенность подобных изделий, по мнению эксперта, кроется в живописности ярких полевых трав, ягод, соцветий и цветов, непосредственности и простоте в движении рисунка. Материалы для таких проектов студенты начинают собирать уже на летней, пленэрной практике с первого курса. На кафедре декоративно-прикладного искусства они учатся работать с традиционным хохломским орнаментом, обогащая его новыми мотивами и колоритом, украшают платья и элементы костюма, а также предметы интерьера национальной исторической росписью или вышивкой. Вдохновляясь узорами хохломской росписи, молодые специалисты воспроизводят классические русские лейтмотивы в своем творчестве.
Сегодня изделия с хохломской росписью служат визитной карточкой не только Нижегородской области, но и всей страны. История этого промысла — наглядный пример того, как мастерам удалось сохранить уникальные подходы, при этом успешно внедряя традиционные узоры в современный культурный контекст. В этом и заключается ее важная особенность: когда разглядываешь причудливые и насыщенные цветные орнаменты, не остается сомнений, что хохломская роспись вне времени и всегда будет востребованным видом искусства.
Анна Шиховец