Исследование образа современного ученого представили на IV Конгрессе молодых ученых

Эксперты выяснили, каким видят современного ученого школьники, студенты и сами специалисты в этой сфере. Результаты масштабного опроса представила АНО «Национальные приоритеты» на IV Конгрессе молодых ученых. Об исследовании рассказали на сессии «Научные кадры России: тенденции, проблемы, перспективы. Презентация экспертного доклада».

Модератором выступила Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты».

Основные результаты опроса показали, что 25% студентов и 18% школьников склоняются к тому, чтобы в будущем связать свою профессиональную жизнь с наукой. Интересно, что среди школьников и студентов обнаружилась прямая корреляция между уровнем оценок и желанием стать учеными: те, у кого выше оценки за четверти или полугодия, экзамены, курсовые работы или проекты, чаще выражают желание стать учеными.

Ученый занимает 9-е место в топе интересных профессий: интересной ее назвали 15% студентов и 7% школьников. Чаще всего опрошенные выбирали профессию бизнесмена, а также творческие профессии. Среди научных работников 43% указали, что если бы могли, то выбрали бы заново профессию ученого из списка возможных альтернатив.

Для большинства опрошенных образ современного ученого чаще положительный. За одним ярким исключением: ученые более критично подходят к оценке этого образа. Среди молодых специалистов 24% склонны полагать, что обобщенный образ современного ученого схож скорее с бедным человеком, а 16% опрошенных указали, что современный ученый умен только в своей науке.

Тем не менее 35% опрошенных ученых оценивают условия для ведения научной деятельности в России как «хорошие» и «очень хорошие». Средняя оценка условий для ведения научной деятельности среди опрошенных ученых составляет 3,07. При том суммарная доля высоких оценок условий для ведения научной деятельности в России («4» и «5») возросла на 7 процентных пунктов по сравнению с ноябрем 2023 года.

Кроме того, согласно исследованию, от 42% до 50% респондентов полагают, что сегодня в России достаточно возможностей для карьерного и профессионального роста ученого. Многие школьники и студенты отметили, что таких возможностей очень много (35% и 24% соответственно). Ученые, участвовавшие в опросе, чаще придерживаются другого мнения: 42% из них полагают, что возможностей для карьерного и профессионального роста ученого сегодня немного.

Чаще респонденты всех групп отмечают, что скорее незнакомы с существующими в России карьерными и профессиональными возможностями для ученых. При этом 43% ученых указывают, что знают только о немногих карьерных и профессиональных возможностях.

Также большинство респондентов отметили интерес к научным информационным материалам (66%, 51% и 90% для студентов, школьников и ученых соответственно). Хотя, по данным исследования, 79% опрошенных ученых не занимаются популяризаторской деятельностью, однако 43% хотели бы ей заниматься. Среди тех ученых, которые занимаются популяризацией науки, чаще всего это делают в формате текстового блога (38%) или в других форматах (51%).

С подробностями проведенного исследования можно ознакомиться по ссылке.